Добро пожаловать

на сайт, предназначенной в помощь как учителям
так и школьникам и их родитлеям. Кроме того, много полезнего для вожатых детских оздоровительных лагерей. На сайте можно найти много методического материала, сценариев для проведения праздников, выпускных вечеров и много еще чего интересного!
Сайт основан Сосниной С.П. (МОУ СОШ №4 г. Костромы) в апреле 2011 года.

Сайт для учителей и родителей » Готовим детей к школе » Диагностика развития мелкой моторики

Диагностика развития мелкой моторики

Проверяем, на сколько успешно для ребенка прошла подготовка к школе
Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.
С помощью этих методик может быть проведена диагностика развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.
Перед ребенком кладется лист с заданием. Он внимательно слушает, что надо сделать. Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 1Диагностика развития мелкой моторики. Методика 1Методика 1
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.
(На выполнение задания отводится 1 минута).
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 2Диагностика развития мелкой моторики. Методика 2Методика 2
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 3Диагностика развития мелкой моторики. Методика 3Методика 3
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.


Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)
1 балл – 3 и более ошибок

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 4Диагностика развития мелкой моторики. Методика 4Методика 4
Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии
1 балл – 5 и более раз сошел с линии

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 5Диагностика развития мелкой моторики. Методика 5Методика 5
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.


Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – с ошибками
1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 6Диагностика развития мелкой моторики. Методика 6Методика 6
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.


Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся в одном узоре
1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 7Диагностика развития мелкой моторики. Методика 7Методика 7
Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка
1 балл – 2 ошибки и более

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 8Диагностика развития мелкой моторики. Методика 8Методика 8
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.


Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 9Диагностика развития мелкой моторики. Методика 9Методика 9
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.


Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 10Диагностика развития мелкой моторики. Методика 10Методика 10
Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ошибки в 1 фигуре
1 балл – ошибки в 2 фигурах и более

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 11Диагностика развития мелкой моторики. Методика 11Методика 11
Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу.
Оценка:
3 балла – скопировал правильно
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками
1 балл – не смог скопировать фразы

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Скачать версию для печати:
diagnostika-razvitiya-melkoy-motoriki.doc [289,5 Kb] (cкачиваний: 1228)
Предлагаем также прочитать статью из рубрики "Готовим детей к школе":
Диагностика сенсорных способностей

Обсуждение публикации:

#1 • 18.06.2011, 07:53 • 
От: Мария Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Как родителю будущего первоклассника, мне хотелось бы узнать, сколько методик применяет обычно учитель для определения развития мелкой моторики: все указанные - максимум 33 балла или может применяться какой-то другой набор методик?Может быть нужно заранее спросить у учителя варианты и проработать дома?
 
  
#2 • 18.06.2011, 09:28 • 
От: Стариченков Александр Петрович Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Внуку в сентябре будет 6 лет. Уже умеет читать, считать, знает несколько стихотворений. Про методики развития мелкой моторики к своему стыду ничего не знал. Сайт в закладки, будем заниматься, очень ценная и нужная информация для будущего первоклассника.
 
  
#3 • 18.06.2011, 12:54 • 
От: Светлана Петровна Статус: Пользователь offline (статей: 21, комментов: 29, группа: Журналисты)
Фото
...может применяться какой-то другой набор методик?

Мария, набор методик у каждого учителя, конечно же, свой. Многие опытные учителя, не применяя никаких методик, могут определить "на глазок" уровень развития мелкой моторики ребенка в процессе выполнения любых заданий карандашом или ручкой.

Может быть нужно заранее спросить у учителя варианты и проработать дома?

Думаю, что это лишнее. Я против любого "натаскивания" детей перед школой.Если Вы сомневаетесь в том, что у Вашего ребенка мелкая моторика развита достаточно для его возраста, то существует множество специальных игр, упражнений и книг для ее развития.
 
  
#4 • 18.06.2011, 13:29 • 
От: Рита Статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
Уважаемая Светлана Петровна! Может вы подскажете те или иные упражнения для ясельного возраста. Мы, конечно играем с разного вида крупами (пересыпаем, перебираем), собираем различные конструкторы и "пазлы", рисуем на манке, но боюсь, что этого маловато.
 
  
#5 • 18.06.2011, 14:21 • 
От: Светлана Петровна Статус: Пользователь offline (статей: 21, комментов: 29, группа: Журналисты)
Фото
Цитата: Стариченков Александр Петрович
Про методики развития мелкой моторики к своему стыду ничего не знал.

Александр Петрович, в скором времени собираюсь выложить статьи с рекомендациями по развитию не только мелкой моторики, но и других способностей детей. smile Заходите! Буду рада, если информация окажется полезной!
 
  
#6 • 18.06.2011, 21:53 • 
От: Цаццка Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Скажите, а если ребенок неудовлетворительно выполняет задания, что делать то? И проводят ли такие тесты в школах перед поступлением? Или это просто для родителей методика, чтобы следить за развитием малыша.
 
  
#7 • 18.06.2011, 22:17 • 
От: РоманБ Статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 4, группа: Посетители)
Фото
Немного не согласен с последней методикой - все же она предусматривает, что ребенок должен скопировать не печатные, а прописные буквы. Думаю, для детей дошкольного возраста это сложно. И еще вопрос: какую паузу следует делать между тестами?
 
  
#8 • 19.06.2011, 22:28 • 
От: Светлана Петровна Статус: Пользователь offline (статей: 21, комментов: 29, группа: Журналисты)
Фото
Цитата: Цаццка
Скажите, а если ребенок неудовлетворительно выполняет задания, что делать то?

Мелкую моторику развивают любые действия с мелкими предметами, имеющимися в доме (пуговки, бусинки, крупы, монетки, зубочистки и т.д.), мозаика, конструктор с мелкими деталями, лепка, рисование.

И проводят ли такие тесты в школах перед поступлением?

Тесты проводят перед набором в гимназии и в классы с углубленным изучением отдельных предметов. Какие методики (такие или подобные им) при этом используются, сказать не могу.

Или это просто для родителей методика, чтобы следить за развитием малыша.

И для родителей тоже.
 
  
#9 • 20.06.2011, 00:02 • 
От: Светлана Петровна Статус: Пользователь offline (статей: 21, комментов: 29, группа: Журналисты)
Фото
Цитата: РоманБ
Немного не согласен с последней методикой - все же она предусматривает, что ребенок должен скопировать не печатные, а прописные буквы. Думаю, для детей дошкольного возраста это сложно.

Это задание из теста Керна-Йирасека, который используется очень давно. Здесь проверяется не только мелкая моторика, но и способность к копированию. Причем если ребенок уже умеет немного писать, ему предлагается скопировать короткую фразу, написанную на английском языке. Кстати, в тесте Керна-Йирасека есть еще два задания: нарисовать человека и скопировать 10 точек.

...какую паузу следует делать между тестами?

Здесь совет простой: идите от ребенка. Совсем не обязательно сделать все и сразу. Могу лишь заметить, что шестилетний ребенок может сосредоточенно выполнять задания не более 10-15 минут.
 
  
#10 • 25.03.2012, 19:41 • 
От: светлана Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
уточните, пожалуйста, какой литературой вы пользовались при составлении этой диагностики
 
  
#11 • 25.03.2012, 23:32 • 
От: Светлана Петровна Статус: Пользователь offline (статей: 21, комментов: 29, группа: Журналисты)
Фото
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
 
  

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Блок информации
Популярное
Наш опрос
Просим ответить на вопрос:
Представьтесь, пожалуйста, кто вы?
Ученик
Педагог
Студент, будущий педагог
Родитель ученика
Родитель будущего ученика
Просто прохожий

Личный кабинет




Забыли пароль? Регистрация
О сайте

Данный сайт создан для учителей начальных классов, учеников 1 - 4 классов, будущих первоклассников и родителей, чьи дети начали обучение в школе или только собираются стать школьниками.

» Подробнее...

Статистика сайта
Яндекс.Метрика