
Добро пожаловать
на сайт, предназначенной в помощь как учителям
так и школьникам и их родитлеям. Кроме того, много полезнего для вожатых детских оздоровительных лагерей.
На сайте можно найти много методического материала, сценариев для проведения праздников, выпускных вечеров и много еще чего интересного!
Сайт основан Сосниной С.П. (МОУ СОШ №4 г. Костромы) в апреле 2011 года.
Диагностика сенсорных способностей
Проверяем, на сколько успешно для ребенка прошла подготовка к школе
Под сенсорными понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют фундамент умственного развития ребенка. В основе развития сенсорных способностей лежит освоение детьми сенсорных эталонов. То есть общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов (цвета, формы, величины). К сенсорным эталонам, которыми овладевают дошкольники, относятся цвета (семь цветов спектра), формы (пять геометрических фигур), величины (градации и параметров величины). Сенсорные способности являются базой для успешного овладения различными школьными предметами (математикой, чтением, природоведением и др.) Диагностика сенсорных способностей позволяет определить готовность ребенка к школе.
Здесь предложены несколько методик для выявления уровня развития представлений об эталонах формы – 1, 2, цвета – 2, величины – 3, 4, 5, 6.
Для выполнения заданий ребенку потребуется простой карандаш. Во время выполнения заданий не помогайте ему, не делайте замечаний. По окончании обязательно похвалите ребенка.
Методика 1
Рассмотри предметы, изображенные на картинке. А теперь рассмотри фигуры. Соедини линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно соединил все 6 предметов с геометрическими фигурами.
2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки (не соединил какой-то предмет с геометрической фигурой или соединил неверно).
1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки.
Методика 2
Рассмотри картинку. Назови все геометрические фигуры и скажи, какого они цвета
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся при названии ромба и овала
1 балл – ребенок ошибся при названии и других фигур
Методика 3
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с тем домом, который выше всех. Теперь поставь галочку рядом с тем домом, который длиннее всех.
Оценка: 3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки; 2 балла – ребенок допустил одну ошибку; 1 балл – ребенок сделал более одной ошибки
Методика 4
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той елочкой, которая выше всех. Теперь поставь галочку рядом с той елочкой, которая ниже всех.
Оценка: 3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки; 2 балла – ребенок допустил одну ошибку; 1 балл – ребенок сделал более одной ошибки
Методика 5
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той ленточкой, которая шире всех. Теперь поставь галочку рядом с той ленточкой, которая уже всех.
Оценка:
3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки
2 балла – ребенок допустил одну ошибку
1 балл – ребенок сделал более одной ошибки
Методика 6
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той змейкой, которая длиннее всех. Теперь поставь галочку рядом с той змейкой, которая короче всех.
Оценка:
3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки
2 балла – ребенок допустил одну ошибку
1 балл – ребенок сделал более одной ошибки
Интерпретация результатов диагностики сенсорных способностей:
Общий результат более 14 баллов – ребенок имеет представление об эталонах формы и может соотнести эталон с реальными предметами. Различает форму окружающих предметов, знает названия геометрических форм. Знает основные цвета и имеет четкие представления о параметрах величины (высоте, ширине, длине) и градации предметов по этим параметрам (высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий). Может назвать эти параметры в окружающих предметах.
Общий результат 9 – 14 баллов – ребенок имеет представление не обо всех эталонах формы и недостаточно владеет действиями соотнесения эталонов с реальными предметами. Он иногда не различает предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные), может не знать некоторые названия. Иногда путает некоторые основные цвета. Имеет нечеткие представления о параметрах величины и затрудняется при сравнении предметов по величине.
Общий результат менее 9 баллов – ребенок слабо владеет действиями соотнесения эталонов формы и величины с реальными предметами. Не знает многих названий геометрических форм, не различает их в окружающем мире. Величину обозначает только словами «большой – маленький». Часто путает названия основных цветов.
Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
Скачать версию для печати:
Предлагаем также прочитать статью из рубрики "Готовим детей к школе":
Диагностика интеллектуальных способностей
Здесь предложены несколько методик для выявления уровня развития представлений об эталонах формы – 1, 2, цвета – 2, величины – 3, 4, 5, 6.
Для выполнения заданий ребенку потребуется простой карандаш. Во время выполнения заданий не помогайте ему, не делайте замечаний. По окончании обязательно похвалите ребенка.

Рассмотри предметы, изображенные на картинке. А теперь рассмотри фигуры. Соедини линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно соединил все 6 предметов с геометрическими фигурами.
2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки (не соединил какой-то предмет с геометрической фигурой или соединил неверно).
1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки.

Рассмотри картинку. Назови все геометрические фигуры и скажи, какого они цвета
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся при названии ромба и овала
1 балл – ребенок ошибся при названии и других фигур

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с тем домом, который выше всех. Теперь поставь галочку рядом с тем домом, который длиннее всех.
Оценка: 3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки; 2 балла – ребенок допустил одну ошибку; 1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той елочкой, которая выше всех. Теперь поставь галочку рядом с той елочкой, которая ниже всех.
Оценка: 3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки; 2 балла – ребенок допустил одну ошибку; 1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той ленточкой, которая шире всех. Теперь поставь галочку рядом с той ленточкой, которая уже всех.
Оценка:
3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки
2 балла – ребенок допустил одну ошибку
1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той змейкой, которая длиннее всех. Теперь поставь галочку рядом с той змейкой, которая короче всех.
Оценка:
3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки
2 балла – ребенок допустил одну ошибку
1 балл – ребенок сделал более одной ошибки
Интерпретация результатов диагностики сенсорных способностей:
Общий результат более 14 баллов – ребенок имеет представление об эталонах формы и может соотнести эталон с реальными предметами. Различает форму окружающих предметов, знает названия геометрических форм. Знает основные цвета и имеет четкие представления о параметрах величины (высоте, ширине, длине) и градации предметов по этим параметрам (высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий). Может назвать эти параметры в окружающих предметах.
Общий результат 9 – 14 баллов – ребенок имеет представление не обо всех эталонах формы и недостаточно владеет действиями соотнесения эталонов с реальными предметами. Он иногда не различает предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные), может не знать некоторые названия. Иногда путает некоторые основные цвета. Имеет нечеткие представления о параметрах величины и затрудняется при сравнении предметов по величине.
Общий результат менее 9 баллов – ребенок слабо владеет действиями соотнесения эталонов формы и величины с реальными предметами. Не знает многих названий геометрических форм, не различает их в окружающем мире. Величину обозначает только словами «большой – маленький». Часто путает названия основных цветов.
Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
Скачать версию для печати:
Предлагаем также прочитать статью из рубрики "Готовим детей к школе":
Диагностика интеллектуальных способностей
Прочитано: 27232 • Комментариев: 9 • Распечатать на принтере
Обсуждение публикации:
Информация
Блок информации
Рубрики
Популярное
Дополнительный заработок
Заработок для учителей и школьников. Умеете писать и общаться - это для вас!Поиск по фразам
Наш опрос
Просим ответить на вопрос:
Представьтесь, пожалуйста, кто вы?
Личный кабинет
О сайте
Данный сайт создан для учителей начальных классов, учеников 1 - 4 классов, будущих первоклассников и родителей, чьи дети начали обучение в школе или только собираются стать школьниками.