Добро пожаловать

на сайт, предназначенной в помощь как учителям
так и школьникам и их родитлеям. Кроме того, много полезнего для вожатых детских оздоровительных лагерей. На сайте можно найти много методического материала, сценариев для проведения праздников, выпускных вечеров и много еще чего интересного!
Сайт основан Сосниной С.П. (МОУ СОШ №4 г. Костромы) в апреле 2011 года.

Сайт для учителей и родителей » Готовим детей к школе » Диагностика сенсорных способностей

Диагностика сенсорных способностей

Проверяем, на сколько успешно для ребенка прошла подготовка к школе
Под сенсорными понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют фундамент умственного развития ребенка. В основе развития сенсорных способностей лежит освоение детьми сенсорных эталонов. То есть общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов (цвета, формы, величины). К сенсорным эталонам, которыми овладевают дошкольники, относятся цвета (семь цветов спектра), формы (пять геометрических фигур), величины (градации и параметров величины). Сенсорные способности являются базой для успешного овладения различными школьными предметами (математикой, чтением, природоведением и др.) Диагностика сенсорных способностей позволяет определить готовность ребенка к школе.
Здесь предложены несколько методик для выявления уровня развития представлений об эталонах формы – 1, 2, цвета – 2, величины – 3, 4, 5, 6.
Для выполнения заданий ребенку потребуется простой карандаш. Во время выполнения заданий не помогайте ему, не делайте замечаний. По окончании обязательно похвалите ребенка.

Диагностика сенсорных способностей. Методика 1Диагностика сенсорных способностей. Методика 1Методика 1

Рассмотри предметы, изображенные на картинке. А теперь рассмотри фигуры. Соедини линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож.

Оценка:
3 балла – ребенок правильно соединил все 6 предметов с геометрическими фигурами.
2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки (не соединил какой-то предмет с геометрической фигурой или соединил неверно).
1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки.


Диагностика сенсорных способностей. Методика 2Диагностика сенсорных способностей. Методика 2Методика 2
Рассмотри картинку. Назови все геометрические фигуры и скажи, какого они цвета

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся при названии ромба и овала
1 балл – ребенок ошибся при названии и других фигур

Диагностика сенсорных способностей. Методика 3Диагностика сенсорных способностей. Методика 3Методика 3
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с тем домом, который выше всех. Теперь поставь галочку рядом с тем домом, который длиннее всех.
Оценка: 3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки; 2 балла – ребенок допустил одну ошибку; 1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Диагностика сенсорных способностей. Методика 4Диагностика сенсорных способностей. Методика 4Методика 4
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той елочкой, которая выше всех. Теперь поставь галочку рядом с той елочкой, которая ниже всех.
Оценка: 3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки; 2 балла – ребенок допустил одну ошибку; 1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Диагностика сенсорных способностей. Методика 5Диагностика сенсорных способностей. Методика 5Методика 5

Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той ленточкой, которая шире всех. Теперь поставь галочку рядом с той ленточкой, которая уже всех.

Оценка:
3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки
2 балла – ребенок допустил одну ошибку
1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Диагностика сенсорных способностей. Методика 6Диагностика сенсорных способностей. Методика 6Методика 6
Рассмотри картинку. Поставь крестик карандашом рядом с той змейкой, которая длиннее всех. Теперь поставь галочку рядом с той змейкой, которая короче всех.
Оценка:
3 балла – ребенок не сделал ни одной ошибки
2 балла – ребенок допустил одну ошибку
1 балл – ребенок сделал более одной ошибки

Интерпретация результатов диагностики сенсорных способностей:
Общий результат более 14 баллов – ребенок имеет представление об эталонах формы и может соотнести эталон с реальными предметами. Различает форму окружающих предметов, знает названия геометрических форм. Знает основные цвета и имеет четкие представления о параметрах величины (высоте, ширине, длине) и градации предметов по этим параметрам (высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий). Может назвать эти параметры в окружающих предметах.
Общий результат 9 – 14 баллов – ребенок имеет представление не обо всех эталонах формы и недостаточно владеет действиями соотнесения эталонов с реальными предметами. Он иногда не различает предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные), может не знать некоторые названия. Иногда путает некоторые основные цвета. Имеет нечеткие представления о параметрах величины и затрудняется при сравнении предметов по величине.
Общий результат менее 9 баллов – ребенок слабо владеет действиями соотнесения эталонов формы и величины с реальными предметами. Не знает многих названий геометрических форм, не различает их в окружающем мире. Величину обозначает только словами «большой – маленький». Часто путает названия основных цветов.

Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Скачать версию для печати:
diagnostika-sensornyh-sposobnostey.doc [250,5 Kb] (cкачиваний: 1091)
Предлагаем также прочитать статью из рубрики "Готовим детей к школе":
Диагностика интеллектуальных способностей

Обсуждение публикации:

#1 • 18.06.2011, 08:20 • 
От: Анж Статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
Спасибо за статью. Очень доступная и понятная. Можно самостоятельно проверить ребёнка по этим заданиям, как он готов к школе. А если родитель знает какая, у его ребёнка ведущая сенсорная система, можно заранее развивать отстающие. В школе, в процессе обучение, особенно важен аудиоканал (умение слышать и понимать).
 
  
#2 • 18.06.2011, 09:19 • 
От: Джулия Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Моя дочь очень любит подобные тесты и с удовольствием и, самое главное, успешно их проходит. Безусловно, этот способ диагностики очень эффективный и позволяет реально оценить, насколько развиты сенсорные способности ребенка.
 
  
#3 • 18.06.2011, 13:24 • 
От: Рита Статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 2, группа: Посетители)
Фото
Прочитала статью и стало страшновато, моему сыну всего 1 год и 10 месяцев, а я боюсь, что упустила какие-то моменты в его сенсорном развитии. Ну, ничего - будем нагонять. Спасибо, за эти тесты, и правда можно самостоятельно по ним заниматься со своим ребёнком.
 
  
#4 • 18.06.2011, 14:15 • 
От: Светлана Петровна Статус: Пользователь offline (статей: 21, комментов: 29, группа: Журналисты)
Фото
Цитата: Анж
...можно заранее развивать отстающие.

Согласна. Диагностика помогает найти "слабое" место и "поработать" в нужном направлении.
 
  
#5 • 18.06.2011, 21:08 • 
От: Светлана Петровна Статус: Пользователь offline (статей: 21, комментов: 29, группа: Журналисты)
Фото
Цитата: Джулия
Моя дочь очень любит подобные тесты и с удовольствием и, самое главное, успешно их проходит.

Очень рада за вас! wink
 
  
#6 • 18.06.2011, 22:17 • 
От: Светлана Петровна Статус: Пользователь offline (статей: 21, комментов: 29, группа: Журналисты)
Фото
Цитата: Рита
Прочитала статью и стало страшновато, моему сыну всего 1 год и 10 месяцев, а я боюсь, что упустила какие-то моменты в его сенсорном развитии.

Рита, не переживайте, до школы у вас еще достаточно времени. В этом возрасте Ваш ребенок должен начать различать цвет, форму и размер предметов (например, найди кубик красного цвета; собери маленькие пуговки в одну кучку, а большие - в другую; дай мне круглое печенье, а себе возьми квадратное и т.п.)
 
  
#7 • 27.06.2011, 17:39 • 
От: mash Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Светлана Петровна, в этой методике понятно описан подход к развитию сенсорных способностей. Все это можно взять за основу занятий с детьми совсем молодым мамочкам и бабушкам. Насколько мы будем развивать воображение у наших деток, настолько успешным будет их учеба в школе.
 
  
#8 • 27.06.2011, 22:51 • 
От: Маргарита Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Цитата: Светлана Петровна
Рита, не переживайте, до школы у вас еще достаточно времени. В этом возрасте Ваш ребенок должен начать различать цвет, форму и размер предметов (например, найди кубик красного цвета; собери маленькие пуговки в одну кучку, а большие - в другую; дай мне круглое печенье, а себе возьми квадратное и т.п.)

Спасибо, огромное , Светлана Петровна, вам за совет и пример того, что ребёнок должен уметь в этом возрасте. Замечаем, что цвета то различает, то нет. Подозреваем, что он просто ленится порой. А вот на счёт размеров и форм нам ещё нужно поупражняться.
 
  
#9 • 4.12.2011, 20:24 • 
От: sabaha Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Спасибо большое!))))везде их искала))) winked
 
  

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Блок информации
Популярное
Наш опрос
Просим ответить на вопрос:
Представьтесь, пожалуйста, кто вы?
Ученик
Педагог
Студент, будущий педагог
Родитель ученика
Родитель будущего ученика
Просто прохожий

Личный кабинет




Забыли пароль? Регистрация
О сайте

Данный сайт создан для учителей начальных классов, учеников 1 - 4 классов, будущих первоклассников и родителей, чьи дети начали обучение в школе или только собираются стать школьниками.

» Подробнее...

Статистика сайта
Яндекс.Метрика