Добро пожаловать

на сайт, предназначенной в помощь как учителям
так и школьникам и их родитлеям. Кроме того, много полезнего для вожатых детских оздоровительных лагерей. На сайте можно найти много методического материала, сценариев для проведения праздников, выпускных вечеров и много еще чего интересного!
Сайт основан Сосниной С.П. (МОУ СОШ №4 г. Костромы) в апреле 2011 года.

Сайт для учителей и родителей » Готовим детей к школе » Диагностика интеллектуальных способностей

Диагностика интеллектуальных способностей

Проверяем, на сколько успешно для ребенка прошла подготовка к школе
Интеллектуальные способности необходимы ребенку в решение задач на уровне процесса мышления, более сложном, чем просто восприятие. Для решения задач шестилетние дети используют наглядную модель, схему, чертеж. С помощью наглядной модели они могут классифицировать объекты, устанавливать между ними отношения и причинно-следственные связи. При подготовке к школе особое внимание уделяется овладению ребенком действиями наглядного моделирования. Диагностика интеллектуальных способностей основывается на определении умения использовать наглядную модель, схему в решении задач. Эти способности дадут возможность ребенку успешно учиться в школе.

Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 1Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 1Методика 1
Цели: выявление способности соотнесения заданной схемы с конкретной постройкой.
Текст задания: Посмотри на машину в верхней части листа и рисунки под ней. Отметь крестиком ту машину, которая больше всего похожа на машину, изображенную в верхней части листа.
Оценка:
3 балла – ребенок отметил первую машину
2 балла – ребенок отметил третью машину
1 балл – ребенок отметил вторую машину или все три машины
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые владеют действием моделирования, то есть способны правильно выбрать среди нескольких схем одну, соответствующую реальному изображению предмета. Дети могут выделить в предмете или его изображении основные структурные компоненты (в данном случае, части машины – кузов, кабину, колеса и др.). Конструируя из реальных деталей, дошкольники могут по схеме создать постройку.
Оценку 2 балла получают дети, которые недостаточно овладели действием соотнесения заданной схемы с реальным предметом. Дошкольники затрудняются в анализе изображения и схемы предмета, а также в выделении его частей.
Оценку 1 балл получают дети, не владеющие действиями соотнесения заданной схемы с реальным предметом.

Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 2Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 2Методика 2
Цели: выявление способности ребенка использовать схему, на которой представлены части будущей постройки
Текст задания: Рассмотри грузовую машину, нарисованную на картинке. Отметь крестиком те детали, которые необходимы для ее постройки.
Оценка:
3 балла – ребенок отметил большой и маленький куб, полукуб, полуцилиндр, пластину
2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки, пропустил нужную деталь или отметил лишнюю
1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые способны проанализировать общую конфигурацию предмета, разделить его на составляющие части и правильно подобрать соответствующие им детали, т.е. владеют действиями перцептивного моделирования.
Оценку 2 балла получают дети, которые затрудняются в анализе общей конфигурации предмета и делении его на составляющие части, т.е. недостаточно владеющие действиями перцептивного моделирования и допускающие ошибки при подборе деталей.
Оценку 1 балл получат дети, которые не способны проанализировать общую конфигурацию предмета, разделить его на составляющие части и правильно подобрать соответствующие им детали, т.е. не владеющие действием перцептивного моделирования.

Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 3Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 3Методика 3
Цели: выявление способности ребенка использовать схемы для ориентировки в пространстве.
Текст задания: На картинке ты видишь дорожки, ведущие к домикам, и «письмо», которое рассказывает, как найти нужный дом. В одном из домиков живет зайчик. Найди этот домик и отметь крестиком. Для того, чтобы найти домик, надо «прочитать» письмо, в котором указано, как следует двигаться и в какую сторону поворачивать. Начинать движение надо с того места, где растет травка.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал домик в правом верхнем секторе.
2 балла – ребенок выбрал домик, расположенный в правом верхнем секторе, но не тот, который нужен
1 балл – любое другое решение
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые могут использовать схему при ориентировке в пространстве.
Оценку 2 балла получают дети, которые при ориентировке в пространстве не в полной мере владеют действием моделирования. Дети в состоянии выбрать правильное направление при одном повороте, но они не способны пользоваться схемой долго, поэтому не могут решить задачу до конца.
Оценку 1 балл получают дети, которые не могут ориентироваться в пространстве с помощью плана, схемы.

Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 4Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 4Методика 4
Цели: выявление способности ребенка использовать модели для установления классификационных отношений.
Текст задания: Найди на картинке всех домашних животных и от каждого из них проведи дорожки к домику.
Оценка:
3 балла – ребенок все сделал правильно
2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки
1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые могут устанавливать классификационные отношения с помощью модели, ориентируясь на признак «домашние животные».
Оценку 2 балла получают дети, которые частично ориентируются на нужный признак при установлении классификационных отношений даже при наличии вспомогательного средства – изображения домика.
Оценку 1 балл получают дети, которые затрудняются в использовании модели при решении задач на классификацию.

Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 5Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 5Методика 5
Цели: выявление способности ребенка использовать схему, на которой представлена часть целого.
Текст задания: На картинке ты видишь коврики. Подбери к коврикам нужную заплатку.
Оценка:
Ответы: А – 5, Б – 6, В – 4
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка
1 балл – 2 ошибки и более





Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Скачать версию для печати:
diagnostika-intellektualnyh-sposobnostey.doc [341,5 Kb] (cкачиваний: 601)
Предлагаем также прочитать статью из рубрики "Готовим детей к школе":
Диагностика творческих способностей детей

Обсуждение публикации:

#1 • 18.06.2011, 11:35 • 
От: mash Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Уважаемая Светлана. Мне, как родителю, который тоже имеет отношение к образовательному процессу, интересны описанные вами методики. Но я подозреваю, что рисунки 1 и 2 методик перепутаны местами.
 
  
#2 • 18.06.2011, 11:48 • 
От: Светлана Петровна Статус: Пользователь offline (статей: 21, комментов: 29, группа: Журналисты)
Фото
Цитата: mash
...рисунки 1 и 2 методик перепутаны местами...

feel Действительно, рисунки были перепутаны. Все исправила. Огромное Вам спасибо за помощь!
 
  
#3 • 24.06.2011, 19:22 • 
От: mash Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Разбираясь в этой методике, я сначала запуталась в терминах, а потом сообразила, термины для учителя. Поставила себя на место ребенка и стало все понятно: воображение и образное мышление сработало. Ну а баллы пусть считает учитель. Работающая и к тому же развивающая методика.
 
  
#4 • 24.06.2011, 20:26 • 
От: Светлана Петровна Статус: Пользователь offline (статей: 21, комментов: 29, группа: Журналисты)
Фото
Цитата: mash
Разбираясь в этой методике, я сначала запуталась в терминах, а потом сообразила, термины для учителя.

Согласна. Есть тут несколько непонятных словечек. Надо будет поработать над доступностью содержания. Спасибо!
 
  
#5 • 27.06.2011, 19:54 • 
От: valencia Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Это лишь примеры заданий. Ориентируясь на них, можно подобрать много подобных развивающих методик, заниматься с ребенком дома. А если делать это вместе, просить ребенка объяснять свой выбор, эффект будет еще больше.
 
  
#6 • 29.06.2011, 15:02 • 
От: Маргарита Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
А мне больше всего понравилось последнее задание, всё-таки дети есть дети, мне кажется оно будет для детей самым интересным.fxh5uh
 
  
#7 • 29.06.2011, 15:04 • 
От: Маргарита Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Хотя, на вкус ицвет, как известно...
 
  
#8 • 29.06.2011, 15:05 • 
От: Маргарита Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Думаю, что самым интересным для детей будет последнее задание, потому что дети есть дети. Им всё в игровой форме хотелось бы делать.
 
  
#9 • 18.06.2012, 15:11 • 
От: Евгения Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Светлана Петровна, а подскажите пожалуйста, как оценивать уровень подготовки?
я не нашла соотношения итогового уровня способностей ребенка и кол-ва баллов за все методики.
интерпритация есть?
 
  
#10 • 18.06.2012, 23:32 • 
От: Светлана Петровна Статус: Пользователь offline (статей: 21, комментов: 29, группа: Журналисты)
Фото
Евгения, суммируйте баллы.
11-15 баллов: высокий уровень подготовки
6-10 баллов: средний уровень
5 и менее: низкий уровень
 
  

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Блок информации
Популярное
Наш опрос
Просим ответить на вопрос:
Какая школа лучше?
Государственная
Частная общеобразовательная
Школа-пансион
Школа-экстернат

Личный кабинет




Забыли пароль? Регистрация
О сайте

Данный сайт создан для учителей начальных классов, учеников 1 - 4 классов, будущих первоклассников и родителей, чьи дети начали обучение в школе или только собираются стать школьниками.

» Подробнее...

Статистика сайта
Яндекс.Метрика