Добро пожаловать

на сайт, предназначенной в помощь как учителям
так и школьникам и их родитлеям. Кроме того, много полезнего для вожатых детских оздоровительных лагерей. На сайте можно найти много методического материала, сценариев для проведения праздников, выпускных вечеров и много еще чего интересного!
Сайт основан Сосниной С.П. (МОУ СОШ №4 г. Костромы) в апреле 2011 года.

Сайт для учителей и родителей » Готовим детей к школе » Диагностика коммуникативных способностей

Диагностика коммуникативных способностей

Проверяем, на сколько успешно для ребенка прошла подготовка к школе
Коммуникативные способности ребенка закладываются в дошкольном учреждении, когда воспитатель продумывает и четко выстраивает образовательные ситуации, в которых дети обучаются навыкам учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками. В результате дети начинают понимать специфическую позицию педагога и его профессиональную роль. В учебной ситуации взрослый выступает не просто как человек, который рассказывает что-то интересное и предлагает пообщаться по этому поводу. Педагог ставит учебную задачу, которую необходимо решить ребенку. Правильное восприятие ситуации занятия, истинного смысла вопросов взрослого позволяет ребенку строить свое поведение в соответствии с целями образовательного процесса.
Не менее важным является общение и взаимодействие детей друг с другом. В обществе сверстников ребенок чувствует себя «среди равных». Благодаря этому у него развиваются самостоятельность суждений, умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, инициировать получение новых знаний. Соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками, заложенный в дошкольном возрасте, позволяет ему адекватно действовать в школе. Начальная форма учебной деятельности всегда коллективная; она организуется учителем и осуществляется в ходе совместной работы с детьми. Усвоение общих способов действий (а именно на это, в первую очередь, направлена учебная деятельность) происходит в коллективных и совместно-распределенных видах образовательной работы. Это требует от ребенка умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, внутренней смены позиции, объективного отношения к действиям других участников совместной работы.

Методика 1
Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Текст задания: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 1. Задание 1Диагностика коммуникативных способностей. Методика 1. Задание 1Задание 1. На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке рядом с ней крестик.












Диагностика коммуникативных способностей. Методика 1. Задание 2Диагностика коммуникативных способностей. Методика 1. Задание 2Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?















Диагностика коммуникативных способностей. Методика 1. Задание 3Диагностика коммуникативных способностей. Методика 1. Задание 3Задание 3. На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?















Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.

Методика 2
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 1Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 1Задание 1. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.







Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 2Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 2Задание 2. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.







Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 3Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 3Задание 3. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.







Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 4Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 4Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.







Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 5Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 5Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.







Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 1Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 1Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.







Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 – 3 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.
Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.

Методика 3
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 1Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 1Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.



















Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 2Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 2Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.


















Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 3Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 3Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама его поблагодарит.



















Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 4Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 4Задание 4. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.



















Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому.
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому.
1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

Методика 4
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).
Текст задания: Посмотри, что происходит на верхней картинке. Теперь рассмотри нижние картинки.
Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. Задание 1Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. Задание 1Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.



















Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. Задание 2Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. Задание 2Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.



















Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. Задание 3Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. Задание 3Задание 3. Отметь картинку на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.



















Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. Задание 4Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. Задание 4Задание 4. Отметь картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.



















Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).
1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.

Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Скачать версию для печати:
diagnostika-kommunikativnyh-sposobnostey.doc [1,29 Mb] (cкачиваний: 2082)

Обсуждение публикации:

#1 • 29.06.2011, 12:12 • 
От: paninatalja Статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 5, группа: Посетители)
Фото
Да, непростая работа для детского ума, но интересная и полезная. Полезная, кстати, и для взрослых - потому что помогает разобраться, готов ли наш ребенок психологически к тому, чтобы реагировать на чужую проблему, сострадать, сопереживать, находить выход из конфликта самостоятельно.
 
  
#2 • 29.06.2011, 23:12 • 
От: РоманБ Статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 4, группа: Посетители)
Фото
Сейчас довольно много детей воспитываются не в детских садиках, а бабушками или мамами дома, и, соответственно, меньше контактируют со сверстниками. Скажите, Светлана Петровна, это сильно снижает их коммуникативные навыки?
 
  
#3 • 29.06.2011, 23:15 • 
От: Цацка Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Где вы такие интересности берете :)? Я такие ваши посты себе в копилку складываю - пригодятся. По-моему такие вот навыки и должны в первую очередь проверять перед школой. А то потом стрессы и у ребенка, и у одноклассников, и у их родителей...
 
  
#4 • 30.06.2011, 11:01 • 
От: Светлана Петровна Статус: Пользователь offline (статей: 21, комментов: 29, группа: Журналисты)
Фото
Цитата: РоманБ
Сейчас довольно много детей воспитываются не в детских садиках, а бабушками или мамами дома, и, соответственно, меньше контактируют со сверстниками. Скажите, Светлана Петровна, это сильно снижает их коммуникативные навыки?

Да, Роман, в общении только с близкими людьми необходимые коммуникативные способности, к сожалению, развиваются хуже. Но в каждом городе есть детские развивающие центры (для детей от 3 лет). И еще во всех школах проводятся подготовительные курсы для будущих первоклашек.
 
  
#5 • 19.01.2012, 13:39 • 
От: Александра Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
А автор есть у этих методик?
 
  
#6 • 6.02.2012, 22:55 • 
От: Светлана Петровна Статус: Пользователь offline (статей: 21, комментов: 29, группа: Журналисты)
Фото
Цитата: Александра
А автор есть у этих методик?

Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
 
  
#7 • 17.06.2013, 17:03 • 
От: Светлана Статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Пожалуйста, подскажите авторов методик. спасибо
 
  

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Блок информации
Популярное
Наш опрос
Просим ответить на вопрос:
Какую роль в работе педагога выполняет личный сайт?
Роль электронного портфолио
Обмен опытом
Диалог с посетителями сайта
Обратная связь с учащимися и их родителями

Личный кабинет




Забыли пароль? Регистрация
О сайте

Данный сайт создан для учителей начальных классов, учеников 1 - 4 классов, будущих первоклассников и родителей, чьи дети начали обучение в школе или только собираются стать школьниками.

» Подробнее...

Статистика сайта
Яндекс.Метрика