Добро пожаловать

на сайт, предназначенной в помощь как учителям
так и школьникам и их родитлеям. Кроме того, много полезнего для вожатых детских оздоровительных лагерей. На сайте можно найти много методического материала, сценариев для проведения праздников, выпускных вечеров и много еще чего интересного!
Сайт основан Сосниной С.П. (МОУ СОШ №4 г. Костромы) в апреле 2011 года.

Программа Кабалевского

Кабалевский Дмитрий БорисовичКабалевский Дмитрий БорисовичВ 70-е гг. прошлого века в преподавании музыки в общеобразовательных школах нашей страны произошёл переворот, вполне сопоставимый с тем, что когда-то произвёл Н.Коперник в астрономии – и совершил его выдающийся композитор и педагог Дмитрий Борисович Кабалевский: уроки пения сменились уроками музыки. Обучение пению и нотной грамоте были если и не совсем изгнаны с уроков, то место им отныне отводилось весьма скромное, в центре же внимания оказалось логически выстроенная последовательность тем (как говорил сам Д.Б.Кабалевский – тематический компас), подчинённых сверхзадаче – раскрытию связи между Музыкой и Жизнью в двух её аспектах: отражение реальности в музыке и роль музыки в жизни человека. Одновременно предполагалось выстраивание урока в логике произведения искусства.

В укор новой программе ставилось прежде всего отсутствие чётко сформулированных знаний, умений и навыков, которые следует сформировать у учащихся. Такой формальный недостаток объяснялся принципиально иной сущностью программы, призванной не столько обучать музыке, сколько воспитывать средствами музыки.
Что изменилось с тех пор?

Можно с уверенностью сказать, что программа Д.Б.Кабалевского в школе прижилась и выдержала испытание временем, и даже все альтернативные программы, предлагаемые в качестве замены ей, основываются на том же самом принципе тематического построения.

Нужна ли нам такая программа сегодня?
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкивается современный учитель музыки.
Первая и наиглавнейшая из таких проблем – торжество комитатного восприятия музыки. Девять из десяти сегодняшних школьников никогда не бывали в концертном зале – зато ещё до поступления в школу привыкли играть, есть и заниматься другими повседневными делами под музыкальный фон от телевизора или плеера. Такая порочная практика формирует отношение к музыке как к чему-то скользящему по задворкам сознания, практически не привлекая внимания. В этом плане урок, на котором восприятие музыки окружается внемузыкальными факторами, несомненно, помогает отчасти сгладить такой недостаток – поскольку музыка сама по себе внимания привлечь уже не может.

Другая проблема – загнанное в угол слуховое восприятие. Известно, что зрение в норме является для нашего вида ведущим анализатором, у современного же человека, который ещё в младенчестве знакомится с телевизором (а теперь ещё и компьютером), этот признак оказывается гипертрофированным, и разбудить слуховое восприятие достаточно сложно. В программе же Д.Б.Кабалевского целое полугодие отдаётся взаимоотношениям музыки и живописи, да и во всех прочих темах восприятие музыки постоянно соседствует с восприятием «созвучных» ей произведений изобразительного искусства – т.о. зрительное восприятие из «соперника» превращается в «союзника» восприятия музыкального.

Ещё одна характерная черта современного школьного образования заключается в отходе школы от решения воспитательных задач. В этом плане музыка – благодаря тематическому построению программы Д.Б.Кабалевского – остаётся чуть ли не последним предметом, который ещё воспитывает, раскрывая перед учащимися вечные ценности, воплощённые в шедеврах музыкального искусства.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что концепция музыкального воспитания школьников, предложенная Д.Б Кабалевским, не только жизнеспособна в условиях современной школы, но и может помочь в решении основных проблем преподавания музыки в школе, с которыми сталкиваются в наше время учителя.

Обсуждение публикации:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Блок информации
Популярное
Наш опрос
Просим ответить на вопрос:
Какая школа лучше?
Государственная
Частная общеобразовательная
Школа-пансион
Школа-экстернат

Личный кабинет




Забыли пароль? Регистрация
О сайте

Данный сайт создан для учителей начальных классов, учеников 1 - 4 классов, будущих первоклассников и родителей, чьи дети начали обучение в школе или только собираются стать школьниками.

» Подробнее...

Статистика сайта
Яндекс.Метрика