Добро пожаловать

на сайт, предназначенной в помощь как учителям
так и школьникам и их родитлеям. Кроме того, много полезнего для вожатых детских оздоровительных лагерей. На сайте можно найти много методического материала, сценариев для проведения праздников, выпускных вечеров и много еще чего интересного!
Сайт основан Сосниной С.П. (МОУ СОШ №4 г. Костромы) в апреле 2011 года.

Сайт для учителей и родителей » Готовим детей к школе » Толковый словарь в развитии речи дошкольника

Толковый словарь в развитии речи дошкольника

Важная составляющая постижения ребёнком родной речи - это формирование словаря. Эта сложная работа совершается ребёнком ежедневно и даже без сознательного руководства взрослыми. Ребёнок просто спонтанно усваивает слова, которые слышит, постепенно формируя свой пассивный (слова, которые понимает) и активный (слова, которые сам использует в речи) словари. Однако без целенаправленной работы, организованной взрослыми, словарь ребёнка рискует оказаться ограниченным. 
В этом увлекательном творчестве мамочки и папы используют различные средства: читают малышу книги, правильно называют любой заинтересовавший ребёнка предмет или явление, играют в развивающие игры, обстоятельно отвечают на многочисленные детские «Что?  Зачем? Как? Где? Когда? и Почему?» 

А в нашей семье есть ещё одно эффективное и полезное средство – Толковый словарь русского языка. Наш опыт показал, что начать знакомить ребёнка с такой серьёзной взрослой книгой в два года с хвостиком совершенно не рано. Всё началось с прилагательного «бурый». Сын спросил меня: "Булый - это какой?" А я засомневалась с ответом. И тогда я предложила сынишке посмотреть значение слова в словаре. Мы вместе достали книгу, нашли по оглавлению странички с буковкой Б, отыскали нужное слово и прочитали, что Бурый - это серовато-коричневый!!! С тех пор мы смотрели значения разных слов: доброта, счастье, проталина, конфета, глобус, конопатый и т.д. 

Толковый словарь в развитии речи дошкольника
Плюсы от знакомства с толковым словарём для нас очевидны:

Во-первых, ребёнок получает представление о том, что чтение книг может помогать в получении новых знаний, а не только быть приятным времяпрепровождением. Также появляется представление о том, что знания можно получать активно и целенаправленно.  

Во-вторых, словарь - даёт более чёткое и правильное значения слова, а иногда и несколько значений, что не всегда в состоянии самостоятельно сделать родители и ребёнок усваивает языковые образцы.

В-третьих, ребёнок обучается элементарной культуре общения с книгой: посмотреть оглавление, найти нужный раздел или слово по оглавлению, а затем и нужную страницу в книге. Этот опыт пригодится в будущей жизни. 

А недавно наш сын заинтересовался многотомной Большой Советской Энциклопедией. И мы стараемся поддерживать этот интерес. Рассматриваем иллюстрации, читаем подписи к ним. Надеемся, что когда-нибудь всё посеянное сегодня даст прекрасные всходы.

Хочется дать несколько советов родителям, которым наш опыт показался интересным:

Выбирайте только словари известных авторов и составителей, В нашем случае - это "Словарь русского языка" С.И.Ожегова. Дело в том, что в продаже можно встретить словари низкого качества, которые совсем не могут считаться эталонами для усвоения родной речи.

Никогда не навязывайте ребёнку работу со словарём. Пусть от вас исходит доброжелательное предложение, а не принуждение. Пусть ребёнок видит, что вам и самим интересно узнать, а что же пишется в этой книге? Иначе вместо пользы вы принесёте только вред!

Работая со словарём, комментируйте ребёнку, что именно вы делаете. «Давай посмотрим в словаре, что означает слово бурый. На какую буковку начинается это слово? Правильно, на Б. Сейчас мы поищем эту буковку. Видишь – вот оглавление, тут все буковки записаны. Нам какая нужна? Б нам нужна. (проводим пальцем) Вот она Б. Сейчас мы посмотрим: на какой страничке Б…» и так далее. Ваши комментарии помогут ребёнку всё понять и усвоить.

Не читайте ребёнку дошкольного возраста слишком сложных определений. Если вы чувствуете, что ребёнок совершенно не поймет, о чём написано, замените непонятные слова, переформулируйте определение так, что бы ребёнку было почти понятно. Это "почти" очень важно. Давайте ребёнку чуть-чуть больше того, что он может понять без вашей помощи. Это называется "использованием зоны ближайшего развития" и стимулирует развитие.

Время от времени просите ребёнка повторить, что означает то или иное слово. Только делайте это к месту. Например, на прогулке увидели проталинку и спросили ребёнка: «А что такое проталина? Помнишь, мы в словаре смотрели?» Можно даже слегка слукавить: «Расскажи мне, а то я забыла…»

Создавайте положительную атмосферу вокруг этого интересного процесса. Например, вместе с малышом расскажите пришедшей в гости бабушке, о каком новом слове вы прочитали в словаре.

И последнее (по порядку, но не по важности) - общайтесь с вашим ребёнком! Ведь именно живое, открытое и благожелательное общение - самое главное условие и гарантия гармоничного и всестороннего развития вашего ребёнка!

Обсуждение публикации:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Блок информации
Популярное
Наш опрос
Просим ответить на вопрос:
Какую роль в работе педагога выполняет личный сайт?
Роль электронного портфолио
Обмен опытом
Диалог с посетителями сайта
Обратная связь с учащимися и их родителями

Личный кабинет




Забыли пароль? Регистрация
О сайте

Данный сайт создан для учителей начальных классов, учеников 1 - 4 классов, будущих первоклассников и родителей, чьи дети начали обучение в школе или только собираются стать школьниками.

» Подробнее...

Статистика сайта
Яндекс.Метрика