Сайт учителя Сосниной С.П. > Готовим детей к школе > Диагностика интеллектуальных способностей
Диагностика интеллектуальных способностей16-06-2011. Разместил: Светлана Петровна |
Интеллектуальные способности необходимы ребенку в решение задач на уровне процесса мышления, более сложном, чем просто восприятие. Для решения задач шестилетние дети используют наглядную модель, схему, чертеж. С помощью наглядной модели они могут классифицировать объекты, устанавливать между ними отношения и причинно-следственные связи. При подготовке к школе особое внимание уделяется овладению ребенком действиями наглядного моделирования. Диагностика интеллектуальных способностей основывается на определении умения использовать наглядную модель, схему в решении задач. Эти способности дадут возможность ребенку успешно учиться в школе.
![]() Цели: выявление способности соотнесения заданной схемы с конкретной постройкой. Текст задания: Посмотри на машину в верхней части листа и рисунки под ней. Отметь крестиком ту машину, которая больше всего похожа на машину, изображенную в верхней части листа. Оценка: 3 балла – ребенок отметил первую машину 2 балла – ребенок отметил третью машину 1 балл – ребенок отметил вторую машину или все три машины Интерпретация: Оценку 3 балла получают дети, которые владеют действием моделирования, то есть способны правильно выбрать среди нескольких схем одну, соответствующую реальному изображению предмета. Дети могут выделить в предмете или его изображении основные структурные компоненты (в данном случае, части машины – кузов, кабину, колеса и др.). Конструируя из реальных деталей, дошкольники могут по схеме создать постройку. Оценку 2 балла получают дети, которые недостаточно овладели действием соотнесения заданной схемы с реальным предметом. Дошкольники затрудняются в анализе изображения и схемы предмета, а также в выделении его частей. Оценку 1 балл получают дети, не владеющие действиями соотнесения заданной схемы с реальным предметом. ![]() Цели: выявление способности ребенка использовать схему, на которой представлены части будущей постройки Текст задания: Рассмотри грузовую машину, нарисованную на картинке. Отметь крестиком те детали, которые необходимы для ее постройки. Оценка: 3 балла – ребенок отметил большой и маленький куб, полукуб, полуцилиндр, пластину 2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки, пропустил нужную деталь или отметил лишнюю 1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки. Интерпретация: Оценку 3 балла получают дети, которые способны проанализировать общую конфигурацию предмета, разделить его на составляющие части и правильно подобрать соответствующие им детали, т.е. владеют действиями перцептивного моделирования. Оценку 2 балла получают дети, которые затрудняются в анализе общей конфигурации предмета и делении его на составляющие части, т.е. недостаточно владеющие действиями перцептивного моделирования и допускающие ошибки при подборе деталей. Оценку 1 балл получат дети, которые не способны проанализировать общую конфигурацию предмета, разделить его на составляющие части и правильно подобрать соответствующие им детали, т.е. не владеющие действием перцептивного моделирования. ![]() Цели: выявление способности ребенка использовать схемы для ориентировки в пространстве. Текст задания: На картинке ты видишь дорожки, ведущие к домикам, и «письмо», которое рассказывает, как найти нужный дом. В одном из домиков живет зайчик. Найди этот домик и отметь крестиком. Для того, чтобы найти домик, надо «прочитать» письмо, в котором указано, как следует двигаться и в какую сторону поворачивать. Начинать движение надо с того места, где растет травка. Оценка: 3 балла – ребенок правильно выбрал домик в правом верхнем секторе. 2 балла – ребенок выбрал домик, расположенный в правом верхнем секторе, но не тот, который нужен 1 балл – любое другое решение Интерпретация: Оценку 3 балла получают дети, которые могут использовать схему при ориентировке в пространстве. Оценку 2 балла получают дети, которые при ориентировке в пространстве не в полной мере владеют действием моделирования. Дети в состоянии выбрать правильное направление при одном повороте, но они не способны пользоваться схемой долго, поэтому не могут решить задачу до конца. Оценку 1 балл получают дети, которые не могут ориентироваться в пространстве с помощью плана, схемы. ![]() Цели: выявление способности ребенка использовать модели для установления классификационных отношений. Текст задания: Найди на картинке всех домашних животных и от каждого из них проведи дорожки к домику. Оценка: 3 балла – ребенок все сделал правильно 2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки 1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки Интерпретация: Оценку 3 балла получают дети, которые могут устанавливать классификационные отношения с помощью модели, ориентируясь на признак «домашние животные». Оценку 2 балла получают дети, которые частично ориентируются на нужный признак при установлении классификационных отношений даже при наличии вспомогательного средства – изображения домика. Оценку 1 балл получают дети, которые затрудняются в использовании модели при решении задач на классификацию. ![]() Цели: выявление способности ребенка использовать схему, на которой представлена часть целого. Текст задания: На картинке ты видишь коврики. Подбери к коврикам нужную заплатку. Оценка: Ответы: А – 5, Б – 6, В – 4 3 балла – без ошибок 2 балла – 1 ошибка 1 балл – 2 ошибки и более Литература 1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007 2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 Скачать версию для печати: Предлагаем также прочитать статью из рубрики "Готовим детей к школе": Диагностика творческих способностей детей Вернуться назад |