Сайт учителя Сосниной С.П. > Методическая копилка > Условия развития связной речи
Условия развития связной речи2-04-2012. Разместил: Валерий Викторович |
Основным условием развития связной речи младших школьников становится потребность в высказывании, речевая мотивация, стремление передать свои эмоции и мысли. Для этого потребуется определенная организация коммуникативно-деятельностного подхода на уроке.
Другие условия предполагают наличие содержания для речевого высказывания, когда школьник не только имеет желание говорить, но и знает, что именно нужно сказать. Для этого учителю следует проводить работу по расширению кругозора детей, воспользовавшись литературой, личными рассказами, иллюстрациями, а также методом наблюдения. Развитие речи ребенка может быть затруднено, если он своевременно не овладел различными способами построения фразы. Для реализации этого требования потребуется постоянная работа по усвоению эталонных текстов с целью использования их для создания собственного высказывания. Важнейшее условие развития речи ребенка заключается в усвоении им всех необходимых языковых средств и умении грамотно использовать их в зависимости от конкретной ситуации. Школьник должен уметь ориентироваться в различных типах речевого общения. Ориентировка касается языка сообщения, предмета мысли, степени значимости сообщения, адекватности выбора языкового материала, учета адресата высказывания. Если ученик полностью овладел всеми типами ориентировки, то можно говорить о развитой индивидуальности и правильности его речи. После этого речевое действие нужно научиться планировать, постепенно переходя от программы к полной реализации сообщения. Основные механизмы этого приема – выбор слов, анализ синтаксических конструкций, грамматический прогноз. Речевое действие в финале обязательно должно включать в себя звено контроля, чтобы сопоставить конечный результат с намеченной целью. Подводя итог, мы можем сказать о том, что для полноценного речевого развития ребенка необходимо овладеть рядом умений:
Если хотя бы одно звено акта общения будет нарушено, то говорящий не сможет добиться эффективных результатов общения. Вернуться назад |