Сайт учителя Сосниной С.П. > Методическая копилка > Условия развития связной речи

Условия развития связной речи


2-04-2012. Разместил: Валерий Викторович
Основным условием развития связной речи младших школьников становится потребность в высказывании, речевая мотивация, стремление передать свои эмоции и мысли. Для этого потребуется определенная организация коммуникативно-деятельностного подхода на уроке.

Другие условия предполагают наличие содержания для речевого высказывания, когда школьник не только имеет желание говорить, но и знает, что именно нужно сказать. Для этого учителю следует проводить работу по расширению кругозора детей, воспользовавшись литературой, личными рассказами, иллюстрациями, а также методом наблюдения.

Развитие речи ребенка может быть затруднено, если он своевременно не овладел различными способами построения фразы. Для реализации этого требования потребуется постоянная работа по усвоению эталонных текстов с целью использования их для создания собственного высказывания.

Важнейшее условие развития речи ребенка заключается в усвоении им всех необходимых языковых средств и умении грамотно использовать их в зависимости от конкретной ситуации.

Школьник должен уметь ориентироваться в различных типах речевого общения. Ориентировка касается языка сообщения, предмета мысли, степени значимости сообщения, адекватности выбора языкового материала, учета адресата высказывания. Если ученик полностью овладел всеми типами ориентировки, то можно говорить о развитой индивидуальности и правильности его речи.

После этого речевое действие нужно научиться планировать, постепенно переходя от программы к полной реализации сообщения. Основные механизмы этого приема – выбор слов, анализ синтаксических конструкций, грамматический прогноз.

Речевое действие в финале обязательно должно включать в себя звено контроля, чтобы сопоставить конечный результат с намеченной целью.

Подводя итог, мы можем сказать о том, что для полноценного речевого развития ребенка необходимо овладеть рядом умений:
  1. Быстрая и правильная ориентировка в условиях общения;
  2. Правильное планирование своей речи;
  3. Правильный выбор содержания акта общения;
  4. Выбор адекватных средств для передачи содержания сообщения;
  5. Обеспечение обратной связи.


Если хотя бы одно звено акта общения будет нарушено, то говорящий не сможет добиться эффективных результатов общения.

Вернуться назад